Как научиться не срываться на коллег и создать комфортное рабочее место

Москвичи проводят в офисах по 8–12 часов в сутки. Постоянный шум, конфликты, отсутствие личного пространства — вот, по мнению экспертов, главные проблемы работающих. Как выжить в офисе, сохранив при этом здоровье и душевное равновесие? Мы рассказываем истории москвичей, которые смогли или не смогли приспособиться к «офисному аду» и даем советы экспертов — психологов, конфликтологов и дизайнеров, дающих советы по переустройству офисного пространства.

Помните фильм «Служебный роман»? А «Самая обаятельная и привлекательная?» Это первые офисные истории. Милые, немножко наивные… Сейчас, наверное, нужно снимать другие — о том, как люди в офисах тихонько или шумно сходят с ума.

Работа насмарку

Москвичи страдают от офисного шума. По данным исследования компании «Регус» (специализируется на решениях в области гибкой организации рабочего пространства), жалуются на шум около четверти работающих. Казалось бы, пожалуются, а потом привыкнут и перестанут.

Но есть проблема — шум снижает производительность труда.

— Чтобы выполнять работу, на ней нужно сосредоточиться. Если в офисе то и дело раздаются громкие звуки, человек отвлекается, он просто не может настроиться на выполнение своих обязанностей. Либо выполняет их невнимательно, что ведет к ошибкам и затратам времени на их исправление, — рассказывает ведущий экспертконсультант компании «Организация времени», тайм-менеджер Марианна Лукашенко.

Шум в офисах считают проблемой и врачи.

— Наше ухо страдает в двух случаях: от резкого звука, например хлопка, или, наоборот, от постоянного монотонного звука на предприятии.

Если его слушать месяцами и годами, на этой частоте и произойдет снижение слуха. Звуки офиса, помимо влияния на слух, раздражают и головной мозг, — рассказывает Владимир Зай цев из ЛОР-клиники доктора Зайцева. — Шумы не позволяют отдыхать мозгу, он находится в постоянном перенапряжении: отсюда головные боли, мигрени вплоть до развития панических атак. Появляются стрессы. Могут появиться звон и писк в ухе, что очень плохо поддается лечению. Эпоха, когда все следят друг за другом, накладывает свой отпечаток: и человеческое ухо, и мозг напряжены на протяжении всего дня, даже если человек не выполняет сверхважную работу. Может развиться такое состояние, как сенсоневральная тугоухость в начальном проявлении.

Больше всего проблем, как поясняют эксперты, у тех, кто работает в так называемом открытом офисе — оpen space.

— Постоянно воздействующие на нас отвлекающие факторы, прежде всего шум, неизбежный в open space, заставляют нас много раз в день терять концентрацию внимания, на восстановление которой требуется до 20 минут, — рассказывает эксперт отдела сертификации компании EcoStandard group Анастасия Макаренко.

Москвичка Марина Бродникова рассказывает, что была вынуждена уволиться с работы из-за сильного шума.

— У меня был офис на Садовом кольце, продавали торговое оборудование. Конечно, все одновременно звонят и звонки принимают — к этому очень трудно привыкнуть. Но ад начался летом, когда сотрудники стали открывать окна — представьте, какой с Садового гул! А еще были слышны электрички Курского направления, — вспоминает Марина. — Я приходила домой и пыталась побыть в тишине, но и там не получалось! Дети маленькие, кричат, муж смотрит телевизор. Стала кричать на домашних, чтобы все выключили и сами заткнулись, а потом поняла — ну они-то точно ни при чем. Это я очень нервная стала. Потом началась бессонница, и я уволилась.

Бизнес-тренер Игорь Плотников рассказал, что неоднократно консультировал предпринимателей, чьи проблемы были так или иначе связаны с шумом.

— Большую часть шума создают голоса сотрудников. Но, как правило, говорят они не по делу, а просто треплются ни о чем. Тех, кто треп слышит, раздражается, просит помолчать. Вот вам и конфликты, и снижение производительности труда, — рассказывает эксперт. — В итоге я советовал по-новому организовать офисное пространство, чтобы сотрудники были более-менее изолированы.

ННужны «комнаты тишины»

Эксперты считают, что шум в офисе, конечно, неизбежен. Но есть вполне эффективные варианты защиты.

— Если есть возможность договориться с руководством и коллегами, можно переместить всю копировальную технику в один угол и поставить звукоизоляционные стенки-экраны до потолка, это тоже уменьшит нагрузку на уши, — считает Владимир Зайцев.

Подобные «экранирующие» технологии, кстати, широко применяются в продвинутых офисах — в основном классов А и В.

— Я бы советовала разнести дальше друг от друга «шумные» отделы, где много звонков и переговоров (такие, как продаж или рекламы), и отделы, работа которых требует тишины и сосредоточенности, например финансовый, — рассказывает Анастасия Макаренко.

По словам эксперта, очень эффективны так называемые комнаты тишины и переговорные с использованием звукоизоляционных материалов.

— В каждом офисе должно быть место для неформального общения: в таких местах люди должны иметь возможность побыть одному, например, чтобы поговорить с домашними по мобильному, — добавляет Игорь Плотников. — И дело тут не в человеколюбии. Просто если такого тихого пространства нет, сотрудник идет куда-нибудь на лестницу, а то и на улицу, и тратит в два-три раза больше времени. Причем рабочего, оплаченного работодателем! Но кто в этом виноват? Сам работодатель.